Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Сюжетно-ролевая игра представляет собой важный аспект деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Педагогическое сопровождение ролевой игры предполагает значительное взаимодействие воспитателей с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение возможностей и возможностей развития детей. Образовательное сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников состоит из трех этапов. Первым этапом педагогического наблюдения является создание условий для игры, подбор игрового материала и игрового пространства. На втором этапе педагогическое сопровождение наблюдается в совместной игровой деятельности воспитателя и детей, целью которой является отработка игровых сцен у детей в сюжетно-ролевых играх. На этапе решения задачи педагогического наблюдения в самостоятельной игровой деятельности детей.
Образовательное сопровождение сюжетно-ролевой игры для дошкольников включает использование мультичеловеческих сценариев с британской ролевой структурой, в которой одна из сторон находится в прямой связи со всеми вооруженными силами. Важно, чтобы рядом с играющими детьми находился взрослый, чтобы он мог стать заботливым партнером для товарища по игре. Для образовательного сопровождения сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста используются различные приемы и приемы, такие как игра воспитателя с небольшой группой детей, основанная на использовании сказок, применение сменных ручек, обучение детей игре в слова, восприятие детьми последовательного использования введение новых игр против игровой конфронтации и когнитивного интереса детей
Педагогическое сопровождение ролевой игры для малышей дошкольного возраста имеет решающее значение для компетентности современного педагога. Все вышеперечисленное обусловило выбор темы курсовой работы: «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении».
Цель исследования: изучить особенности педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Объект исследования – сюжетно-ролевая игра
Предмет исследования – педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «сюжетно-ролевая игра
2. Выявить особенности развития сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста
3. Исследовать диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности игровых умений в сюжетно-ролевой игре у детей младшего дошкольного возраста
4. Составить картотеку игр по формированию игровых умений в сюжетно-ролевой игре у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретическая база исследования представлена работами А.В. Артеменко [1], М.А. Васильевой [5], Т.Н. Дороновой, О.А. Кабановой, Е.В. Соловьевой [10], Е.Н. Зворыгиной, С.Л. Новоселовой [13].
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; изучение программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста, учебно-методических пособий; изучение передового педагогического опыта.
Структура исследования: курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1. Понятие «сюжетно-ролевая игра»
Сюжетно-ролевая игра – это творческий вид игры для дошкольников в развитой форме, в процессе которой дети примеряют на себя роль взрослых и в созданных условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними в общем виде. [19, с. 11]
Сюжет игры представляет собой череду событий, обусловленных жизненно важными реалиями. При помощи сюжета передается содержательный аспект игры – характер действий и отношений, с которыми связаны участники сюжетных действий.
Как правило, дети с удовольствием участвуют в игре, если только это не представляет сложности для ребенка. Играя со взрослым, ребенок подражает ему, эмоционально участвуя в делах взрослого, что, в свою очередь, способствует постепенному освоению все более сложного игрового поведения.
Соответственно, в процессе игровых действий со взрослыми сначала достигается новый уровень игры, и только постепенно спонтанные игры ребенка достигают этого уровня. [21, с. 118]
Если взрослые (или дети постарше) играют только с ребенком, развитие его игровой активности обычно прекращается на ранней стадии. В результате развитие его внутреннего мира также замедляется.
Давайте рассмотрим основные этапы разработки RPG.
Шаг первый: эксклюзивные действия, свойственные взрослым. К ним относятся такие игры, как «покачай ребенка», «положи еду на тарелку», «поведи машину» и т.д. Ребенок имитирует действия взрослых, но не с настоящим ребенком или машиной, а с его заменителями в ходе игры.
По сути, это и есть переходный этап от простого подражания к ролевой игре; эти игры появляются сами по себе, даже у детей, с которыми взрослые не играют. Здесь по-прежнему нет воображаемой позиции в буквальном смысле этого слова, есть только ее основы в виде игрового значения частей. Также не прослеживается полная идентификация с ролью: ребенок полностью погружен в сам сюжет и, возможно, еще не видит себя в игре в роли матери, которая отпускает ребенка или в роли водителя, который куда-то едет.[5]
В простых экшн-играх ребенок практически не разговаривает: он играет тихо или сопровождает игру звуками, имитирующими реальность, например, звуком автомобильного двигателя, мяуканьем кошки или маминой колыбельной. Иногда он воспроизводит отдельные слова или фразы в игре, но никогда не говорит за других персонажей. Другими словами, в играх этого уровня по-прежнему отсутствует взаимодействие с персонажами.
Как правило, в ходе взаимодействия со взрослыми дети начинают выполнять индивидуальные действия в возрасте полутора-двух лет, и если они много играют и разговаривают с детьми, то в возрасте двух-двух с половиной лет они могут играть в игры более высокого уровня – простые ролевые игры. И тогда, как правило, через два-три года они начинают их инициировать самостоятельно. Если ребенок в три с половиной года все еще выполняет только отдельные действия по-взрослому, это свидетельствует об определенной задержке. Чтобы компенсировать это, необходимо как можно больше играть с детьми, читать им детские книжки и разыгрывать с детьми их любимые истории.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артеменко, А. В. Специфика развития игры у детей разного возраста / А. В. Артеменко // Проблемы педагогики. – 2021. – № 3(54). – С. 32 –33.
2. Байкова, Е. С. Игра как способ познания окружающего мира младшими дошкольниками / Е. С. Байкова, М. И. Васильева // Научные исследования и современное образование : Сборник материалов Всероссийской научно –практической конференции, Чебоксары, 05 мая 2022 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2022. – С. 26 –29.
3. Бакина, М., Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание. – № 4. – 2005. – 58с
4. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду/ М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М.: Мозаика –Синтез, 2005. – 106 с.
5. Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях – М., Просвещение, 198630. Сельченок, К.В. Словарь житейских проблем. – Минск: Харвест, 1999 –384с.
6. Вялова, Н. В. Использование сюжетно –ролевой игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста / Н. В. Вялова, Л. В. Красильникова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9. – № 6. – С. 6.
7. Вялова, Н. В. Использование сюжетно –ролевой игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста / Н. В. Вялова, Л. В. Красильникова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9. – № 6. – С. 6.
8. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации/ Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика –Синтез, 2006. –126с.
9. Долуденко, С. В. Сюжетно –ролевая игра, как средство общения детей младшего дошкольного возраста / С. В. Долуденко, М. О. Шкуропат, И. П. Щербинина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : международная 44 научно –практическая конференция : сборник статей, Белгород, 27 декабря 2021 года. – Белгород: ООО ГиК, 2021. – С. 180 –184.
10. Доронова, Т.Н., Кабанова, О.А., Соловьева, Е.В. Игра в дошкольном детстве. Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 128с.
11. Ефимова, Н. И. Игра, как вид деятельности на разных этапах отногенеза / Н. И. Ефимова // Моя профессиональная карьера. – 2021. – Т. 1. – № 21. – С. 151 –154.
12. Зарединова, Э. Р. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно –ролевой игры / Э. Р. Зарединова, Е. В. Дороганова // International scientific review of the problems of philisophy, psychology and pedagogy : Collection of scientific articles XI International correspondence scientific specialized conference, Boston, USA, 16–17 мая 2019 года. – Boston, USA: PROBLEMS OF SCIENCE, 2019. – С. 40 –47.
13. Зворыгина, Е.Н., Новоселова, С.Л. Игра дошкольников/ Е.Н.Зворыгина, С.Л.Новоселова. – М.: Владос, 2002 –286с
14. Копытина Д.Д. Систематизация представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно –дидактической игры [Текст] / Д.Д. Копытина // Инновационная деятельность педагога дошкольного образования в условиях реализации образовательного и профессионального стандартов. Сборник материалов Всероссийской научно –практической конференции (с международным участием). Отв. редактор О.В. Удова. — Иркутск, 2021. — С. 313 –318.
15. Кочергина М.М. Роль сюжетно –ролевой игры в процессе формирования коммуникативной компетенции у дошкольников [Электронный ресурс] / М.М. Кочергина // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого –педагогических, педагогических и лингводидактических исследований. Материалы Международной научно –практической конференции «XVI Левитовские чтения». Редколлегия: М.О. Резванцева (отв. ред.), Т.Н. Мельников, Е.А. Густова и др. — Москва, 2021. — С. 80 –83.
16. Кравцов, Г. Г. Психология игры (культурно –исторический подход) / Г.Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова ; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». – Москва : Левъ, 2017. 338 с
17. Кузнецова, Е. В. Роль сюжетно –ролевой игры в речевом развитии ребенка в условиях разновозрастной группы дошкольников дошкольной образовательной организации / Е. В. Кузнецова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 4 –2. – С. 147 –153.
18. Миленко В. Нужно ли учить детей играть игры// Дошкольное воспитание. – № 4. – 2005. – с. 119 –123
19. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2 –е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.
20. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Академический проект,4 –е издание 2002 –160с.
21. Нуриева А.Р. Развитие социально –коммуникативных навыков дошкольников средствами сюжетно – ролевой игры [Текст] / А.Р. Нуриева, Ф.С. Газизова, А.М. Юдина // Инновационные процессы в условиях глобализации мировой экономики: проблемы, тенденции, перспективы (IPEG –2021). Сборник научных трудов. Под редакцией П.А. Неверова, Б.А. Аманжоловой. — Прага, 2021. — С.118 –120.
22. Почаева, Е. В. Взаимодействие педагогов в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям доо / Е. В. Почаева, В. С. Щукина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2021. – № 5. – С. 83 –90.
23. Погребняк И.П. Роль сюжетно –дидактических игр в формировании у детей 2 –3 лет навыков самообслуживания [Текст] / И.П. Погребняк // Современное общество и наука: приоритетные направления и проблемы развития. сборник научных трудов по материалам Междисциплинарного форума speed –up. — Санкт –Петербург, 2020. — С. 24 –27.
24. Синеева, Н. Н. Использование игры в работе с детьми младшего дошкольного возраста / Н. Н. Синеева // Педагогика и психология: перспективы развития : Материалы Всероссийской научно –практической конференции, Чебоксары, 16 февраля 2022 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2022. – С. 98 –100.
25. Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение игры детей 2 –4 лет [Текст] / А.Н. Харченикова / Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации. Сборник научных статей (По материалам международной научно –практической конференции). Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт детства. 2015. — С. 203 –208.